В среду в Верховном суде Карелии присяжные заседатели вынесли оправдательный вердикт по делу бывшего начальника ГОВД Кондопоги Александра Чечельницкого. Дело против милиционера было возбуждено после ЧП в Кондопоге. 30 августа 2006 года у здания ресторана «Чайка» произошла массовая драка, в которой были убиты два человека, а еще девять местных жителей оказались в больнице. Спустя два дня в городе прошел стихийный митинг, переросший в антикавказские погромы и поджоги. В это время за общественный порядок в городе должен был отвечать в том числе и подполковник Чечельницкий. Вскоре после кондопожских событий и последовавших за ними чисток в местных правоохранительных органах Чечельницкий ушел из милиции. В 2007 году Чечельницкого обвинили по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая причинение значительного материального ущерба). По данным следствия, из-за ненадлежащего исполнения служебных обязанностей он не обеспечил пресечение массовых беспорядков.
Когда материалы дела были переданы в суд, Чечельницкий потребовал участия в процессе присяжных заседателей. Ранее он заявлял, что не хочет, чтобы дело против него было по каким-то причинам закрыто, а хочет, чтобы суд признал его невиновным и таким образом восстановил репутацию бывшего милиционера.
Суд проходил в закрытом режиме. Закрытие процесса мотивировали тем, что на заседаниях будут разбирать секретные документы, регламентирующие проведение спецопераций МВД. После двух месяцев разбирательства присяжные должны были ответить на два вопроса: виновен ли подсудимый и, если да, заслуживает ли он снисхождения. Жюри посчитало, что Чечельницкого наказывать не за что.
Карельская прокуратура уже заявила, что категорически не согласна с вердиктом присяжных. После вынесения приговора суда (судья должна зачитать решение в четверг) гособвинение обжалует его в суде высшей инстанции.
В прошлом году судом присяжных был оправдан другой представитель местных правоохранительных органов — заместитель начальника милиции общественной безопасности МВД Карелии, полковник милиции Виктор Высоких.
Ему также инкриминировали ч. 1 ст. 293 УК РФ. Высоких возглавлял оперативную группу, созданную в связи с резким обострением оперативной обстановки в Кондопоге 1 сентября 2006 года. Он же затем был назначен руководителем специальной операции по пресечению массовых беспорядков. Высокопоставленный сотрудник МВД Карелии обвинялся в том, что не воспрепятствовал проведению незаконного митинга около городского мини-рынка и у здания администрации района, участники которого учинили в дальнейшем массовые беспорядки, и не организовал работу по охране общественного порядка, допустил погромы торговых точек.
Единственным представителем кондопожских правоохранительных органов, признанным виновным, оказался бывший оперативный дежурный отдела внутренних дел Кондопоги Алексей Костин.
Дело Костина жюри присяжных не рассматривалось: процесс проходил в районном суде. Костин получил за халатность 3,5 года лишения свободы условно.
В настоящий момент нерассмотренным остается только одно «кондопожское дело»: против пяти чеченцев и одного аварца, которых обвиняют в убийстве двух человек и нанесению тяжелых травм еще девяти жителям Кондопоги. Этот судебный процесс идет уже второй год. В деле около 150 свидетелей, многие из которых не приезжают на судебные заседания. Тех, на чьем присутствии настаивает сторона обвинения, доставляют приводом. Те же, кто все-таки самостоятельно решается давать показания, заметно нервничают. Сами подсудимые при каждом удобном случае делают замечание переводчику и требуют его замены. Подсудимые уверены в том, что из-за неточностей в переводе некоторых процессуальных документов дело должно быть возвращено прокурору. Судья с ними не согласен, и процесс продолжается.